Наставничество вовлекает общество в решение социальных проблем

МОСКВА, 19 марта — РИА Новости. Система наставничества уже не первый десяток лет успешно реализуется для поддержки детей-сирот и семей, нуждающихся в помощи. Более того, ее можно применять и для решения других социальных проблем. Об истории наставничества в стране и его дальнейших перспективах в интервью РИА Новости рассказала эксперт в сфере прав ребенка, учредитель фонда «Хранители детства» Анна Кудря.

По ее словам, данная технология в текущем виде начала оформляться после краха СССР – на страну обрушился целый ряд проблем и вопросов, в том числе и в социальной сфере, которые нужно было решать как можно скорее.

«После развала огромной страны стали искать технологии, которые работают в новых условиях. Тогда и появились инициативы по наставничеству, которые были нужны и востребованы. Увеличилось количество сирот, накопился комплекс социальных проблем, и наставничество стало ответом на все это», – сказала Кудря.

Но можно ли назвать систему наставничества абсолютным новшеством постсоветской эпохи? Это было бы не совсем правильно, отметила эксперт. В истории России можно найти и более ранние примеры использования этой технологии, в том числе в первой половине XX века, хотя в то время она не имела привычного названия.

«Если посмотреть нашу послереволюционную историю, когда шел вал беспризорности в России, наставничество уже тогда развивалось как технология, как способ поддержать ребенка и помочь ему сориентироваться в мире», – рассказала она.

Совместная работа

Развитие этого направления продолжилось и в советское время, прочно обосновавшись в менталитете и культуре страны. Привычное советским людям слово «шефство» было прообразом современного наставничества. Впрочем, тогда наставничество не рассматривали как какую-то особенную технологию социальной работы. А уже после перестройки начали четко оформляться основные принципы и направления всей системы.

«Именно как технологию наставничество стали рассматривать, изучать, выделять как некий профессиональный элемент педагогики и социальной работы сравнительно недавно. Были сформулированы ответы на важные вопросы: например, какие принципы лежат в основе, что важно, а что нет, как правильно и как неправильно работать с подростком», – подчеркнула Анна Кудря.

Работа в этом направлении продолжается и сегодня: совершенствуются методики, увеличивается количество практик и сфер применения технологии наставничества. При этом можно уверенно назвать несколько сложившихся векторов. В основе современных программ наставничества лежат в первую очередь интересы и потребности ребенка, а не обобщенное понимание общества и самого наставника о том, что нужно делать.

Также изменилась и схема взаимодействия с подопечным: если в советское время наставник в большей степени выступал с патерналистской, даже в некоторой степени авторитарной позиции, то сейчас основной упор сделан на совместную работу с ребенком.

Дома и в профессии

В итоге, по словам эксперта, наставничество превратилось в обширную и прочную систему, которая охватывает сразу несколько сфер, а не только работу с детьми из трудных семей или сиротами.

«Сейчас наставнические программы заметно расширились. Стало понятно, что они достаточно универсальны, чтобы их использовать и в других сферах. Например, эти программы эффективно применяют ряд НКО, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Им ведь тоже нужна поддержка и социализация. В Петербурге элементы наставничества применяли для семей, которые взяли под опеку ребенка. Бабушкам и дедушкам, взявшим на себя роль опекунов, бывает очень тяжело справиться с подростком. В таком случае наставники активно помогают и страхуют, потому что им может быть проще решить некоторые проблемы, найти общий язык с подопечным в силу возраста и общих интересов», – поделилась Кудря.

Помимо этого существует и профессиональное наставничество, основная цель которого – помочь детям-сиротам выйти на рынок труда. В рамках этой программы, реализуемой фондом «Хранители детства», выпускники интернатных учреждений выбирают будущую профессию и даже получают первый опыт работы при поддержке наставника.

Дальше – больше

Программы продолжат развиваться и совершенствоваться, а существующие успешные модели и практики будут и дальше распространяться на самые разные сферы, считает эксперт.

«Думаю, можно сказать, что элементы наставничества будут включаться в решение различных социальных проблем. Я не удивлюсь, если эти программы, например, задействуют в работе с детьми мигрантов», – отметила Кудря.

По ее мнению, будут расширены не только группы нуждающихся в помощи, но и тех, кто ее оказывает. В программы наставничества можно активнее вовлекать серебряных волонтеров, включать лиц старшего возраста для передачи накопленного опыта и знаний. Наставничество – это одно из направлений волонтерства, и можно ожидать, что среди наставников станет больше волонтеров-студентов.

«Важно, чтобы программа наставничества была не разовым действием. Сама ее суть – в долгосрочности. Поэтому студенты и любые будущие наставники должны пройти серьезный, жесткий отбор и обучение. Чтобы помощь, которую получает ребенок, была качественной, и чтобы у наставника и его подопечного было достаточно времени привыкнуть, притереться, как-то понять друг друга, выстроить общение. Долгосрочность важна, чтобы хватило времени для хороших изменений в жизни ребенка.», – подчеркнула Анна Кудря.

В целом же наставничество можно считать способом проинформировать общество о существующих социальных проблемах и пригласить самых разных людей участвовать в решении этих проблем, считает эксперт.

«Это своеобразное вовлечение общества в решение таких проблем. Потому что, если человек со студенчества помогает выпускнику интерната, он и дальше будет совсем по-другому относиться к тем, кто нуждается в поддержке. Он будет чувствовать свою социальную ответственность, да и в целом идти по жизни с пониманием, что он может менять жизнь к лучшему», – резюмировала она.

Риа новости