Фонд поддержки семьи и детей «Хранители детства» запустил первый в России дистанционный курс «7 ключей эффективного наставничества». Он призван помочь некоммерческим организациям создать проекты наставничества для детей-сирот. Слушатели пилотного набора уже прошли обучение и представили свои проекты. Корреспондент Теплицы Наталья Баранова узнала у директора фонда, соавтора курсаАнны Кочиневой о том, как разрабатывался курс.
– Анна, как появилась идея запустить такой курс?
– Идея появилась довольно давно. В последние пару лет наставничество в целом и для детей-сирот в частности стало очень популярным направлением, многие организации ведут подобные программы в различных регионах. В то же время мы заметили, что понимание наставничества, подходы к реализации программ сильно разнятся, зачастую наставничеством называется обычное волонтерство, дети и наставники не проходят необходимую подготовку, не ведется сопровождение пар. Считаем, что необходимо разработать и внедрить стандарты качества наставнических проектов. Наша методика и этот курс – первые шаги на этом пути.
В сентябре 2016 вместе с организацией «Старшие братья, Старшие сестры» мы зарегистрировали Ассоциацию наставничества, в которую войдут организации, ведущие или планирующие вести программы наставничества для детей и подростков. Данный курс станет одним из инструментов работы ассоциации.
– Из чего состоит дистанционный курс?
– По названию курса «7 ключей эффективного наставничества» можно определить его структуру. Он состоит из 7 разделов, то есть 7 шагов, которые необходимо предпринять руководителю НКО, эксперту, студенту, активисту на пути создания и реализации проекта наставничества.
Наставник – это взрослый, значимый для ребенка-сироты человек, который может подготовить его к самостоятельной взрослой жизни, сделать его мир лучше и ярче.
Мы включили такие вопросы: поиск и привлечение наставников, их отбор, подготовка, создание и сопровождение пары «наставник – подопечный» и оценка эффективности программы. Каждый раздел состоит из нескольких лекций (от трех до шести), которые длятся 3-7 минут.
– Как технологично вы его создавали?
– Сначала для курса был написан текст, затем его озвучили. Теплица социальных технологий помогала в визуализации написанного текста: создать графики, схемы, картинки. На видео отображаются слайды, фоном звучит текст лекции, и в конце мы предлагаем дополнительные материалы по теме. Наш курс максимально практический. Мы включали туда анкеты для будущих наставников, договоры, чтобы у НКО все было под рукой.
– Когда прошел пилотный набор, и кто в нем участвовал?
– Первый пилотный набор слушателей прошел в июне 2016 года. Мы не гнались за количеством, старались ограничить число тех, кто будет участвовать. В группе было 30 слушателей. Работая с ними, мы понимали, что необходимо доработать в курсе. Региональный охват получился широким. Больше, конечно, было слушателей из Москвы и Санкт-Петербурга. Но и дальние регионы участвовали, Красноярск, Новосибирск, Ростов-на-Дону, например.
– Какие отзывы были у слушателей?
– Отклики очень хорошие. Участникам понравилось, как структурирована информация. Было выбрано удачное соотношение видеоматериала и графических элементов. Мы собирали информацию для курса из самых разных источников. За основу брали российскую модель, но пользовались опытом американской практики, а также изучили опыт наших партнеров в Казахстане и Украине. Старались аккумулировать самый интересный опыт.
Для первого потока слушателей был организован не только онлайн-курс. У нас был объявлен конкурс проектов наставничества. По итогам курса слушатели разработали свой проект.
Жюри выбрало 7 финалистов и трех победителей, для которых была организована поездка в США, где они знакомились с американским опытом наставничества и моделью гостевых семей.
Сейчас участники в процессе получения грантовой поддержки. Каждая из трех организаций-победителей получит по 300 тысяч рублей на запуск проекта.
– Что предлагали участники? Расскажите об одном из проектов.
– Например, в число победителей вошел Благотворительный фонд«Солнце» из Санкт-Петербурга. Его сотрудники разработали проект для детей, которые находятся под родственной опекой. Бабушки и дедушки часто не справляются с воспитанием подростков, велик процент отказов от них и помещения детей в детские дома. Не допустить этого помогут наставники – своего рода посредники между старшим и младшим поколением.
– Кто автор дистанционного курса?
– Курс создавала группа авторов. Его писала я, мои коллеги в Москве, какие-то части мы переводили с английского языка. Озвучивала лекции я. Курс был создан силами Фонда «Хранители детства» и некоммерческой организацией «Кидсейв Интернейшнл». Большую помощь в оформлении материалов, техническом исполнении оказала Теплица социальных технологий.
– Останется ли курс бесплатным?
– Сейчас мы решаем этот вопрос. Возможно, для членов ассоциации мы сделаем его на безвозмездной основе, а для остальных желающих введем оргвзнос. Пока мы обобщаем опыт первого потока, будем что-то менять, дополнять. Но сейчас курс доступен бесплатно для всех желающих.
Еще по теме: Онлайн-курсы для активистов и журналистов от лучших университетов
– По-вашему мнению, зачем НКО необходимо создавать свои онлайн-курсы?
– Это удобный современный формат, который позволяет с наименьшими затратами достучаться до большого количества организаций из разных регионов. Главное – можно передать опыт. Если 10 лет назад было много грантов и выездных программ, направленных на обмен опытом, то сейчас финансирование на это практически не выделяется. Но для продвижения и развития важен обмен опытом. Именно онлайн-курсы и вебинары помогают достичь этой цели.
Бесплатный онлайн-курс «7 ключей эффективного наставничества».
Фонд поддержки семьи и детей «Хранители детства»
Источник: Теплица социальных технологий