Алтай: кто работает в центрах помощи

2 марта десять участники проекта из числа воспитанников Заринского центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, познакомились с деятельностью подведомственного учреждения Министерства образования и науки Алтайского края КГБУ «Алтайский краевой центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи».

Основные направления деятельности АКЦ ППМС-помощи: оказание психолого-педагогической помощи детям с трудностями в обучении, развитии и социальной адаптации; помощь в оптимизации детско-родительских отношений в приёмных семьях; методическое сопровождение специалистов образовательных организаций и органов опеки и попечительства. В структуре АКЦ ППМС-помощи работают ресурсные центры: РРЦ «Опека и попечительство», РРЦ для детей с расстройствами аутистического спектра и после кохлеарной имплантации. Спектр вопросов и проблем, с которыми могут обратиться в Центр, родители, воспитывающие детей от рождения до 18 лет, а также будущие опекуны и усыновители, достаточно широк.

Встреча началась в неформальной обстановке за чаепитием и сладостями в гостевом зале Центра. С приветственным словам к участникам обратилась директор Центра Людмила Владимировна Домнич, она воодушевлением и оптимизмом напутствовала ребят на осознанный выбор будущей профессии, подчеркнула актуальность профориентации и важность активного погружения в мир востребованных специальностей.

Затем воспитанники разделись на две группы: мальчики — участники проекта, во главе с заместителем директора Натальей Леонидовной Румянцевой, отправились на «мужскую территорию» Центра. Там юноши узнали, кто такой заведующий хозяйством и чем он занимается. В подчинении у завхоза находятся все хозяйственные и ремонтные службы (уборщицы, слесари, дворники, сантехники и т. д.). На плечи заведующего хозяйством ложится большая ответственность: он обеспечивает функционирование жизнедеятельности всей организации; следит за бесперебойной работой системы канализации и водоснабжения; отвечает за электроснабжение и внутреннее силовое электрооборудование; руководит закупкой инвентаря, бытовой химии, мебели, канцелярских товаров; следит за тем, чтобы работа сотрудников была безопасной, а условия в офисе соответствовали нормам СанПиН; несет материальную ответственность за вверенное ему имущество.

«Даже не знал, что профессия завхоз относится к руководящим должностям! По сути, заведующий хозяйством — это такой офисный «домовой», хранитель порядка и безопасности! Я бы тоже хотел заниматься такой интересной и ответственной работой!»-  говорит Иван, один из участников проекта.

Профориентационную экскурсию для девочек провела методист Центра Ерюшина Ольга Олеговна. Воспитанницы посетили различные профильные кабинеты, познакомились с сотрудниками Центра: педагогами-психологами, логопедами, дефектологами, которые рассказали о специфике своей работы: как проходит диагностика, какими обучающими и игровыми материалами пользуется каждый специалист в своей работе, каким образом организовано и зонировано пространство, какое оборудование установлено (сенсорное, модульное, игровое и реабилитационное). В процессе экскурсии, методист также рассказала востребованности узких специалистов и об организации системы коррекционно-развивающей помощи Алтайском крае; поведала об особенностях своей работы, о регулярно проводимых курсах и вебинарах, в которых могут участвовать все желающие, в результате которых родители и профильные специалисты могут получить полезные методические рекомендации и отметила особенности работы с детьми, приемными родителями и специалистами.

Девочек очень впечатлило посещение сенсорной комнаты — «волшебного места силы», где дети с ограниченными возможностями здоровья развивают свои чувственные ощущения, получают разнообразный опыт, который помогает им наладить процессы сенсорной интеграции. Это особенно необходимо детям с нарушениями развития и поведения; расстройством аутистического спектра; детским церебральным параличом; синдромом дефицита внимания. В такой комнате они могут расслабиться, снять тревожность, агрессию и напряжение, испытать те ощущения, которые им необходимы; покидать мягкий конструктор в стену; поиграть с разными текстурами. Психолог рассказала, что для получения детьми вестибулярного опыта и правильной обработки сенсорных стимулов используется подвесное оборудование: качели или подвесные валики, эластичные гамаки, мягкие трамплины, лестницы, роликовые доски, туннели, утяжеленные предметы и прочее. Девочки всё попробовали в действии, испытали на себе воздействие различных сенсорных стимулов, получили новые ощущения. Таня, участница проекта, делится впечатлениями: «Сегодня мне стало понятно, почему занятия с ребенком, у которого есть особенности развития, должны проходить в специально оборудованной комнате, чтобы у него была возможность получить важные для ощущения в безопасном окружении под руководством опытного специалиста».

Ещё одним из направлений деятельности Центра является работа центральной психолого-медико-педагогической комиссии Алтайского края, которая проводит комплексное обследование детей на наличие различных диагнозов, влияющих на их способности к обучению. «Послушав специалистов этой комиссии я для себя решила, что мне очень интересна профессия дефектолог, которая находится на стыке педагогики, психологии и медицины!» — прокомментировала Кристина, другая участница проекта.

Закончилась экскурсия в уютной столовой, где ребята с удовольствием съели комплексный обед, обсудили яркие моменты и поделились приятными впечатлениями.

Программа «ВКЛЮЧАЙСЯ И БУДЬ УСПЕШЕН!» помогает подросткам-сиротам из 18 регионов России осознанно подойти к выбору профессии и получить первый успешный опыт работы в компаниях. Организаторы: Фонд «Хранители детства» и ПАО «МегаФон». В Алтайском крае региональным координатором с 2023 выступает «КГБУ Алтайский краевой центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи».