Алтай: команда «На взлет!»

Участники проекта «Безопасность – моя работа!» побывали в Алтайском Центре обслуживания воздушного движения филиала «Аэронавигация Западной Сибири» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД». Эта организация занимается управлением и обслуживанием воздушного транспорта, и вход посторонним в нее обычно запрещен. Но только не участникам проекта!

Встречали ребят заместитель начальника Алтайского Центра ОВД Олег Николаевич Самарин и заместитель начальника алтайского центра-начальник аэродромного диспетчерского центра Барнаул, диспетчер-инструктор тренажера Евгений Андреевич Глумов.

Евгений Андреевич показал устройство командно-диспетчерского пункта, рассказал, как осуществляется координация и управление посадками, рулением, взлетами и полетами всех самолетов в Международном аэропорту имени Г.С. Титова города Барнаула. Ребята узнали такой интересный факт, что авиадиспетчеры физически находятся в аэропорту, но относятся они не к нему, а к Государственной корпорации по организации воздушного движения.

Все сотрудники Командно-диспетчерского пункта выполняют важнейшую задачу по обеспечению безопасности полётов воздушных судов во вверенном им пространстве – на земле и в небе. Специалисты обязаны следить за своими участками, обеспечивать безопасность в своей зоне ответственности и контролировать полеты в режиме реального времени, следить за фактическими метеоусловиями, осуществлять визуальное наблюдение за воздушными судами, осуществляющие руление и взлет-посадку, а также за обстановкой на аэродроме. Немаловажной обязанностью является и ведение диспетчерской документации.

Воспитанники узнали, что авиадиспетчер обеспечивает безопасное, упорядоченное и регулярное движения воздушных судов в пределах установленной для него зоны ответственности, что диспетчеров на КДП несколько и у каждого есть своя специализация. Например, диспетчер руления разрешает запуск и буксировку воздушного судна на предварительный старт и самолет рулит по перрону. После этого он передает управление диспетчеру старта, который дает исполнительный старт, только после этого воздушное судно занимает позицию на взлетно-посадочной полосе. Пилот воздушного судна докладывает «К взлету готов!», а диспетчер старта, контролирующий при этом множество параметров, разрешает взлет. На высоте двухсот метров выходит на связь диспетчер круга – он дает схему выхода и набор высоты примерно до двух тысяч метров, а затем подключаются коллеги из Новосибирска.

Всё это ребята смогли увидеть воочию, находясь в святая святых – на Вышке. Также участники вместе с диспетчером осуществляли в бинокль визуальный контроль садившегося самолета. Руслан, участник проекта, делится эмоциями: «Первый раз увидел, как самолёт заходит на посадку не просто глазами, а в специальный бинокль! Захватывающее зрелище! Оказывается, диспетчеры не только контролируют заход воздушного судно, но и ведут визуальное наблюдение за техническими средствами и людьми, производящими работы на летной полосе – это тоже одна из составляющих организации безопасности полётов!».

Каждые два часа диспетчер делает двадцатиминутный перерыв, когда он может попить чай или кофе, сделать физкультурную разминку в специальном помещении, оборудованном силовыми и кардиотренажёрами.

Алексей, еще один участник проекта, делится наблюдением: «Я увидел, как очень сложно быть диспетчерами – слишком высокая ответственность лежит на этих специалистах: нужно не только вести борт, но и контролировать полосы, рулёжные дорожки и прилегающее территории на предмет занятости их различными наземными службами, спецтехникой. Со всеми вести связь, помнить, кто где находится и при необходимости командовать!»

Также ребята узнали, что помимо диспетчеров есть руководитель полетов, который осуществляет общий контроль, помогает диспетчерам в сложных ситуациях. А еще на КДП есть специалисты по языковой подготовке, потому что связь с воздушными судами в большинстве авиакомпаний ведется исключительно на английском языке. Главный из них – Елена Иннокентьевна – провела ребят в класс языковой подготовке, продемонстрировала обучающие программы и материалы.

Ребятам очень понравился симулятор авиадиспетчера, на котором можно учится управлять движением самолетов, вводить в системы управления воздушным движением необходимые данные для оценки воздушной обстановки и даже принимать меры для поддержания безопасности при возникновении сложной ситуации во время полета.

В конце экскурсии, во время мотивационной беседы, ребята задавали много вопросов: как стать авиадиспетчером, какие требования предъявляются к состоянию здоровья кандидата. Ответственность, стрессоустойчивость, математический склад ума, хорошая память – вот только некоторые обязательные качества, которыми должен обладать человек, мечтающий связать свою жизнь с воздушной гаванью.

Программа «ВКЛЮЧАЙСЯ И БУДЬ УСПЕШЕН!» помогает подросткам сиротам из 20 регионов России осознанно подойти к выбору профессии и получить первый успешный опыт работы в компаниях. Организаторы: Фонд «Хранители детства» и ПАО «МегаФон». В Алтайском крае региональным координатором с 2023 года выступает «КГБУ Алтайский краевой центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи».

Мероприятие проведено в рамках проекта «Безопасность – моя работа» с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов».

Мероприятие проведено с использованием пожертвования Благотворительного фонда «Абсолют-Помощь».

Мы ВКонтакте

Мы в Telegram